- Будем знакомы. Заместитель командира полка. Позывной - "Музыка", подполковник. По долгу службы сейчас исполняю обязанности замполита полка, который ранен и находится в госпитале, - протягивает для рукопожатия руку офицер и тут же уходит проводить оперативку.
Кажется, замкомполка сошел с иллюстраций про русских богатырей: высокий, статный, русоволосый, с серыми глазами, и лишь рация да полевая форма напоминают: дело происходит в XXI веке.
Наступила ночь. На пункте постоянной дислокации становится спокойнее. Кому положено, заступили на дежурство. Задачи поставлены. Где-то гремит далекая канонада, но в целом тихо. Мы подходим к скромному памятнику - его поставили сами солдаты. На усыпанной цветами плите выгравирована надпись: "Настоящий камень заложен на месте монумента в память о воинах мотострелкового полка 1430, павших при обороне Запорожской области и Республики Крым на пологовско-ореховском направлении в ходе специальной военной операции".
Два года тому назад у села Работино мобилизованные жители Москвы встретили ударный клин ВСУ из 80 танков и бронемашин. На немецкой и американской технике наступала элитная механизированная бригада "Магура", но танки Leopard и бронемашины Bradley не помогли врагу. Бои шли страшные, жестокие. Атаки накатывались волнами. Невзирая на потери, враг пытался захватить Токмак и разрезать нашу группировку.
Москвичи не уступили. Они не отдали без боя ни одного опорного пункта противнику. Бронетехника врага была уничтожена на минах, расстреляна артиллеристами и добита операторами дронов-камикадзе. А позже штурмовые группы отбили территорию вокруг Работино и уже заставили обороняться ВСУ на ореховском направлении.
- Наш полк обычный и уникальный одновременно, - рассказывает "Музыка". - Обычный - так как вместе с другими воинскими частями был сформирован во время частичной мобилизации. Его состав - жители Москвы. Сложность заключалась в том, что воинская часть создавалась с нуля. Здесь не было костяка, как в кадровой армии, на который бы "наросло" прибывшее по мобилизации пополнение. Люди приходили в строй уже состоявшимися в гражданской жизни личностями. Некоторые имели собственный бизнес или занимали ответственные должности на крупных предприятиях. Например, среди солдат оказались повара из ресторанов, имеющих звезды рейтинга "Мишлен", спасатели МЧС, видеооператоры, строители, водители, программисты, спортсмены… Люди были из разных родов войск. И нашему командиру (кстати, его позывной - "Учитель", так как до мобилизации он служил преподавателем в Московском общевойсковом командном училище, а потом работал в Романовской школе) удалось всех сплотить и добиться того, чтобы полк работал как единый механизм.
Полк уникальный, так как за отражение контрнаступления ВСУ указом президента нам присвоено почетное звание гвардейцев. Боевое мастерство оттачивали на подмосковных полигонах, а в Запорожской области сразу с эшелона заняли позиции на линии боевого соприкосновения. Рыли окопы и сооружали укрепления. Мозолями, потом и кровью возникло наше воинское братство, когда каждый думает в бою не только о себе, но и о своих товарищах. Более 600 военнослужащих полка представлены к государственным наградам.
У меня в голове возникает вопрос, а можно ли смелости научиться и спрашиваю:
- В кинофильме "Чапаев" один из персонажей спросил у бывалого солдата, за что люди идут на смерть. Приказом или рублем не заставишь человека рисковать своей жизнью, а у вас полк - практически все герои. Как удалось из такой разношерстной массы создать боевое братство?
- При формировании части командир полка решил: каждый батальон будет как одна большая семья. Он и я на собственном примере показывали замполитам батальонов, что место офицера - на фронте рядом с солдатами. Бывал на передовой, и не раз. И ранение там получил. Конечно, иногда страшно, но ведь когда бойцы видят тебя рядом с собой в окопе, то они уже по-другому, с доверием и уважением смотрят в твою сторону. И тогда любая задача становится по плечу.
Мы стараемся не ограничивать солдатскую инициативу. Например, среди мобилизованных оказалось несколько профессиональных музыкантов, и тогда организовали настоящую музыкальную группу. Ребята не только выступают в полку или военном госпитале, но и дают рок-концерты для местных жителей. Причем один из музыкантов - один из лучших операторов ПТУР в полку. Или другой пример. Перед большими праздниками устраиваем кулинарные батлы. Повара батальонов и рот соревнуются, кто лучше приготовит блюдо, например, котлеты из тушенки. Выставляем фотографии на приз зрительских симпатий в Telegram-канале. Да, у нас есть официальный канал полка в соцсети, и у него около десяти тысяч подписчиков. Это раньше от руки рисовали стенгазеты, а теперь все шуточки и мемы выкладываем в Сеть. Если мы не будем этого делать, то это будет делать наш враг, который испакостит все клеветой. Военные тайны не выдаем, а все провокации развенчиваем и показываем свою боевую работу. Кроме того, собственный канал мотивирует бойцов. Ведь каждому приятно, когда про него говорят добрые слова или поздравляют, например, с юбилеем семейной жизни.
Сейчас полк - большая семья. Многие дружат не только в строю. Когда убывают в отпуск или на лечение, то стараются передать привет или встретиться с семьей боевого товарища. Крестят детей. И это нормально. Это и есть знаменитое воинское братство.
И также в тылу объединяются родные солдат. Жены дружат, вместе собирают гуманитарку и отмечают праздники. А мы им с фронта помогаем решать житейские проблемы. Например, свою работу построил так: приезжаю в отпуск и встречаюсь с родными и женами бойцов. Рассказываю о жизни их защитников, отвечаю на вопросы, обсуждаем проблемы и пути их решения. Для человека на фронте очень важно знать, что у него все хорошо в тылу: жена пользуется льготами, дети окружены заботой и вниманием, и тогда боец выполнит любой приказ. А родным солдата важно чувствовать, что они не одни, и если муж долго не выходит на связь, то помощь всегда придет от братьев по оружию….
Подполковник замолкает. Курит в кулак. Видно, ему не просто нужна пауза, а он подбирает слова для чего-то важного. Спустя несколько минут говорит:
- Вот мы поздоровались, а потом я отошел ответить на звонок супруге одного из бойцов. Он полтора месяца назад пропал без вести. Недавно наша эвакуационная группа вытащила его, и по ДНК установили тождество личности. Сейчас оформляем документы как на погибшего в бою. Разговор был тяжелый и трудный, но в конце женщина сказала: "Александр Дмитриевич, мой муж погиб. Мой муж погиб, но я горжусь, и дочка гордится, что отец защищал Родину. Вот мне сейчас надо было бы плакать, наверное, рыдать. А вспоминаю, как его уважали в полку, и когда ребята приезжают в отпуск, то приносят цветы. И я не чувствую себя одинокой…"
- Вы уже два с половиной года на передовых рубежах. Устали?
- Если говорить о боевом духе, то я процитирую нашего командира: "Сейчас каждый в полку чувствует, что он творит историю России. И задача, которую поставил президент страны, должна и будет выполнена. Мы не остановимся и выполним приказ. Каждый солдат, сержант и офицер в полку знает: победа будет за нами. Все силы и средства для этого у нас есть".